СМИ о нас

Полезные ссылки

ОСАГО: о росте тарифов, системе выплат и возможном упразднении

​ Депутаты Госдумы предложили отказаться от обязательного страхового полиса для автомобилистов, именуемого ОСАГО. Мы попытались разобраться во всех "за" и "против" инициативы.

Напомним, что ОСАГО - это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Покупать такой страховой полис приходится всем, кто обзаводится автомобилем, а цена его зависит от самого автомобиля, а также возраста и стажа вождения страхователя. Причем разница в тарифах существенная. Например, покупая страховку на 6 месяцев в 21 год, не имея при этом стажа вождения, ваш покорный слуга был вынужден заплатить за полис более 9000 рублей. А уже спустя полгода полис на ту же самую машину обошелся мне в 5000 рублей на год. Что изменилось? Стал старше на полгода. Кто-то видит большую разницу?

Однако то были цены до последнего повышения тарифов на полисы ОСАГО. Теперь новичкам покупать полис приходится еще дороже: с осени прошлого года его стоимость выросла на 23 - 30%. Произошло это в связи с изменениями лимита выплат за имущественный ущерб по этому виду страхования - с 120 тысяч до 400 тысяч рублей. А с 1 апреля 2015 года цена на полис опять вырастет - только уже минимум на 30%, о чем заявил в начале марта ЦБ.

Новая причина роста тарифов обусловлена новыми изменениями в полисе: с 1 апреля увеличатся выплаты по ущербу жизни и здоровью при ДТП - с 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Причем повышение на треть - это именно программа-минимум, сами страховщики настаивают на увеличении стоимости полиса на 50, а то и на 100%. Объясняют свои "аппетиты" агенты падением рубля и увеличением выплат. И хотя ЦБ пока не одобрил подобной политики Российского союза автостраховщиков, на какие-то компромиссы государству придется пойти, если страховщики не захотят мириться с нынешними ценами. Почему? На первый взгляд, у нас свободный рынок - не хочешь продавать за эту цену страховой полис, не продавай. Но свою фактическую силу страховщики уже продемонстрировали минувшей осенью.

- В ряде регионов осенью страховщики прекратили продажу полисов ОСАГО в ожидании повышения тарифов на них. В результате, приобретая машины, люди не могли приобрести заветную бумагу, без которой ездить нельзя, - рассказал "МП" эксперт общества защиты прав потребителей "ПотребКонтроль" Евгений Козик. - Не продавали их, потому что якобы по старой цене эти полисы были нерентабельными. Но есть мнение, что заявляя о невозможности продажи полисов по низкой цене, страховщики лукавили: менее 70% всех поступивших от ОСАГО денег тратится на возмещение ущерба.

А реалии таковы, что маленькие страховые компании уже давно поглощены большими. А потому на рынке остались лишь крупные игроки, которые могут диктовать свои условия, имея монополию в том или ином регионе. Единственный способ переломить ситуацию - это отдать страховой бизнес в руки государства, но по странному стечению обстоятельств как раз этого и не происходит, и подобный вопрос в Госдуме почему-то не поднимают.

Между тем в ГД охотно предлагают и вовсе отказаться от полиса ОСАГО, во всяком случае, при условии наличия КАСКО (полиса, благодаря которому виновник аварии получает возмещение убытков). Предложил это депутат ГД из комитета по транспорту Олег Нилов.

По его мнению, при наличии КАСКО достаточно будет просто вписать в договор еще и возможность выплаты средств пострадавшему в аварии. Как рассказал Нилов на встрече с журналистами, данный шаг вызван ожиданием новых попыток страховщиков увеличить стоимость ОСАГО. Он назвал данную инициативу лоббистской, подчеркнув, что водителю, обладающему КАСКО, ОСАГО не требуется.

С одной стороны, такая идея может показаться вполне разумной, ведь в полис КАСКО действительно можно включить и пункт о стаховых выплатах пострадавшему. С другой, покупая в одной бумажке КАСКО и ОСАГО, обязательная страховка не выйдет дешевле. Так в чем же суть нововведения?

- Что такое ОСАГО и что такое КАСКО? Тут нужно очень хорошо разбираться в вопросе, прежде чем выносить какие-либо суждения, - объяснил "МП" частный страховой агент Александр Панюшкин. - ОСАГО в той или иной форме существует во всем мире. Его оформляют для того, чтобы человек, выехавший на дорогу, не был так уж опасен для окружающих. Вот возьмем, например, молодого парня, который, скажем, врезался в человека или в машину. Он виноват. И теперь представим, что у него нет страховки - то есть он должен выплачивать деньги пострадавшим из своего кармана. И ладно, если речь идет о сумме, которую он ежемесячно тратит на бензин своего авто - такие деньги парень наскребет. А если речь идет о сумме в 200 тысяч рублей? То есть, сумме, равной его пяти-шести зарплатам. И тут поможет ОСАГО - гарантия, что при аварии пострадавший получит компенсацию. Что же касается КАСКО, то тут страхователь вправе внести в комплекс страхования еще и потенциальный ущерб, который он причинит окружающим, но многие обходятся лишь страхованием собственной машины. То есть, если оставить все как есть и отменить ОСАГО, мы получим пласт автомобилистов, которые, нанеся кому-то ущерб, не смогут его выплатить. Если же депутаты ГД хотят просто включить в КАСКО обязательной допстрокой еще и ОСАГО, то цена на полис ОСАГО от этого не уменьшится. Но человек купит еще и КАСКО, которое ему, возможно, не пригодится. Тут уже вообще имеет смысл говорить о навязанной услуге и лоббировании чьих-то интересов - ведь кто-то предлагает подобные идеи на государственном уровне...

В беседе с "МП" страховой агент также обратил внимание на то, что за последнее время популярность полисов КАСКО сильно упала. Причин несколько: во-первых, автовладельцам не нравится, что даже трещинку на стекле страховка не покроет, если нет документов об этой трещинке из ГИБДД; во-вторых, страховщики часто выплачивают сумму, не сопоставимую с ущербом. То есть, поцарапав машину о столб на парковке, водитель вынужден либо вызывать сотрудника ГИБДД, либо, плюнув на все, оставить надежду на выплату денег по КАСКО, даже имея данный полис. Еще одна проблема: любую выплату можно получить, лишь предоставив заключение об аварии из ГИБДД. А для этого необходимо вызвать то самое ГИБДД и потратить на разбирательства в связи с ДТП несколько часов. Не у всех есть свободное время. Особенно, если дело идет о трещине на стекле, в которое попал камешек на дороге, - вызывать по такому случаю ГИБДД в здравом уме никто не будет.

- Идея, которая озвучена в Госдуме, не нова, ей уже ровно 12 лет - столько же, сколько в России и существует ОСАГО, - поделился с "МП" независимый автоэксперт Сергей Асланян. - И сейчас эта идея вполне здравая, так как ОСАГО фактически является оброком для автомобилистов, ведь в регионах люди получают совсем копеечные выплаты. Доходит до смешного: за фару ценой 60 тысяч выплачивают 250 рублей, а остальное приходится возмещать из своих денег виновнику аварии. КАСКО же гарантирует человеку, что будут не лимитированные выплаты, и пострадавшим от его вождения тоже будут компенсации. И сейчас, когда ОСАГО серьезно прибавляет в цене, идею можно назвать вполне здравой - бессмысленный оброк в виде ОСАГО стал неподъемным, у людей нет денег, и ситуацию нужно как-то выруливать. Я искренне надеюсь, что Госдума сделает полис ОСАГО добровольным для всех автомобилистов.

В заключение заметим: перед тем как упразднять какой-либо вид страховых полисов, слугам народа впору озаботиться другим вопросом: почему у нас до сих пор участникам ДТП нельзя, как в цивилизованных странах, просто обменяться номерами страховок и ехать дальше, предъявив потом страховой компании чек на сумму ремонта? Только когда застрахованные граждане точно будут уверенны, что они получат деньги на ремонт без препон и подтасовок, не томясь в ожидании заключения об аварии от гаишников, они будут готовы платить крупные деньги за ОСАГО или КАСКО. А пока что все подобные страховые обязаловки вызывают у большинства автолюбителей лишь недовольство.

 19.03.2015