СМИ о нас

Полезные ссылки

Минздрав предлагает продавать алкоголь только в специальных магазинах

​С такой инициативой от лица ведомства выступил главный нарколог-психиатр России Евгений Брюн. Он считает, что ярко оформленные бутылки на общем прилавке стимулируют людей к спонтанной покупке алкоголя. А чтобы этого не происходило, нужно учредить специальные магазины, где люди только и смогут приобретать выпивку.

С похожей идеей уже выступали: в прошлом году депутаты Госдумы предложили спрятать всю выпивку в торговом зале за шторы. Инициативу поддержали и в Общественной палате.

Один из ее членов - Султан Хамзаев - сразу же предложил два варианта торговли. Первый был обозначен как "магазин в магазине" - это когда алкогольная секция закрыта от остального зала и представляет собой самостоятельный отдел с собственной кассой. Второй вариант предполагал обязать покупателей прятать бутылку в непрозрачный пакет и только в таком виде нести ее к кассе.

Но представитель Минздрава решил пойти дальше, заявив, что нужно и вовсе запретить продажу выпивки в продуктовых магазинах. Пресс-служба министерства поддерживает своего представителя и отмечает по этому поводу, что практика полного переноса алкоголя из обычных магазинов в специализированные "алкомаркеты" привела к значительным успехам в борьбе с алкоголизмом в Финляндии и Дании.

Сейчас статистика говорит о высоком спросе на алкоголь в обычных магазинах: в крупных супермаркетах выручка от продажи спиртного составляет около 12% от общей, а в небольших продуктовых магазинах вблизи жилых домов - до 40%. Примечательно, что, когда заходит речь об открытии новых магазинов, именно в размер выручки все и упирается: порой выпивка и вовсе делает кассу малым заведениям, а крупным позволяет и на закуске нажиться. Таким образом, необходимость выбирать между магазином выпивки и магазином продуктов может сильно усложнить жизнь сначала коммерсантам, а потом и нам - простым гражданам, привыкшим к продуктовым лавкам шаговой доступности.

- Перед тем как серьезно рассматривать предложенную инициативу, давайте посмотрим, как такое нововведение будут реализовывать регионы, - предложил "МП" глава Общества защиты прав потребителей "ПотребКонтроль России" Евгений Козик. - Я знаю, что, например, в Рязанской и Тверской областях, в Красноярском крае, да много еще где, есть множество населенных пунктов, где вообще один магазин на ближайшие 10 километров, да и тот еле окупается. И по велению Минздрава и хотению Евгения Брюна новую специализированную точку там никто из предпринимателей открывать не станет. А значит, начнется торговля выпивкой из-под полы. К чему это приведет - понятно. Причем сомнений, что все магазины на периферии начнут торговать водкой незаконно, лично у меня нет. Наше ОЗПП регулярно выбирается на рейды по контрафактному алкоголю. Недавно как раз был рейд - в Москве, но полиция не стала возбуждать дело, конфисковывать бутылки, и так далее, найдя массу оправданий своим действиям, а вернее, бездействию. Если такое происходит в Москве, что же будет вдали от столицы?

В беседе с "МП" Евгений Козик отметил, что по части выпивки права потребителей в России и так ущемлены. С одной стороны, людям не дают покупать алкоголь в любое удобное для них время, с другой - стабильно повышают акцизы на товар.

- - Есть очень тонкая грань между сдерживанием спроса на алкоголь и подталкиванием людей к покупке суррогата, - высказал свою точку зрения "МП" глава общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - И я имею в виду не только новую инициативу, но и цену акцизов на алкоголь, контроль за его качеством, законы о выпивке и ее продаже в определенные часы... Не стоит забывать, что страждущие всегда найдут, у кого купить спиртное, а самогонные аппараты сейчас даже самостоятельно мастерить не нужно - все есть в продаже. Так что подобными проектами чиновники так или иначе подталкивают народ к суррогатам. Магазины же... Да, их такая инициатива подтолкнет к смене ассортимента, причем не в пользу колбасы.

Минздрав определенно не просчитал все ключевые моменты, перед тем как озвучить идею об алкошопах. Увы, речь идет о высоком риске потерять продуктовые магазины рядом с домом. И гарантии, что поблизости просто откроется еще одно заведение, нет: все упирается в довольно простую вещь - нехватку площадей и дорогую аренду. И где гарантия, что оставшиеся продуктовыми точки не начнут завышать цены на свой товар, стремясь компенсировать потерянную "алкогольную выручку"? Такая же участь постигнет и гипермаркеты, которые серьезным образом зависят от продажи алкоголя.

- Если магазины в нашей стране начнут делить на алкогольные и безалкогольные, большинство заведений рядом с домом просто канут в прошлое, - объяснил "МП" представитель Ассоциации малого бизнеса Игорь Шульгин. - Если поставить предпринимателей перед выбором: либо вы, ребята, водкой торгуете на своих 20 квадратных метрах, либо едой, скорее всего, алкошопов у нас появится очень много. И это не особенности нашего менталитета или, скажем, климата - таков закон бизнеса, который не раз подтверждался опытом других стран. Например, в той же Финляндии, где процветает самогоноварение и запрещено продавать выпивку в магазинах с простыми продуктами, почти нет мини-маркетов. Они просто не выгодны. Это произойдет и у нас. В результате мы потеряем точки шаговой доступности, а чиновники в очередной раз создадут кучу проблем малому бизнесу и простому народу.

 17.04.2015